
Титульная страница
Одним из наследий культуры является театр. Ни один вид искусства не находится в такой тесной зависимости от воспринимающей и оценивающей его публики, как театр. Мы можем наблюдать тесный эмоциональный контакт сцены и зрительного зала. Актёр театра, почти каждый раз выходя к своему зрителю на сцену, в облике сценического героя, может быть острее, чем его коллеги по другим видам художественного творчества, ощущает перемены в социальном, нравственном, эстетическом вкусе публики. В своём исследовании нами было предложено актёрам театров малого города охарактеризовать те перемены, которые произошли и происходят в современной публике и театре. Анализ того, какой представляет себе актёр сегодняшнюю публику театра, как оценивает её изменения на протяжении своей творческой деятельности, интересен в нескольких отношениях. Во-первых, данный анализ даёт ценный материал для изучения публики театра – тенденций её изменений, её состава, уровня вкусов и культуры. Во-вторых, данный анализ может помочь выявить позиции самих актёров, их эмоциональный фон, который окрашивает профессиональную жизнь актёра. Именно эти оценки, на наш взгляд, могут дать повод для размышления о путях и судьбах развития театра в целом как культурного наследия России.
Рассмотрим некоторые результаты исследования. Всего один участник исследования ответил, что изменений нет, публика, какая была, такая и осталась (надо сказать, что он работает в театре ещё только 3 года и его возраст 24 года, является артистом хора); изменения есть, но незначительные так считают 2 человека, их возраст 31год и 29 лет, это артисты оркестра и балета, их стаж работы в театре 10 и 8 лет. Практически все респонденты (85%) указали, что изменения есть и очень заметные. В интервью и в ходе личной беседы актёры говорили о том, что публика стала меньше любить театр, становится к нему более равнодушной. Также актёры высказали такую мысль, что сегодняшняя публика театра является в большей мере аудиторией радио, кинематографа, телевидения и вследствие высокой информированности зритель утратил непосредственность восприятия театра, стал менее отзывчив на эмоции, идущие со сцены, менее наивен, более «избалован». Исходя из полученных данных, мы можем утверждать, что участники нашего исследования единодушно решили, что сегодняшний театр вступает в контакт с новым, изменившимся и меняющимся зрителем. Конечно, и творческий путь, профессиональный опыт, ощущение зрительного зала у каждого актёра глубоко своё. Общей чертой всех артистов является обострённая форма на проявления любви или нелюбви к театру, к самой фигуре актёра. Это может привести к преувеличенности оценок, так как почти каждый актёр привержен своему делу, и обеспокоен судьбой театра. В процессе интервью актёры говорили, что изменения публики носят и положительный характер. Например, актёр с 20-летним стажем работы в театре отметил, что публика стала тоньше разбираться во всём, иногда не хуже актёра, и есть один способ удивить её – сделать хороший спектакль. Интересны высказывания ведущего солиста театра, который проработал в театре 15 лет, он утверждает, что не театр, а зритель во многом стал другим, нынешний зритель идёт вперёд театра – режиссёра и актёра.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что те мысли, которые будут занимать сознание, воображение и помыслы актёра, будут являться и залогом плодотворности его работы, а также залогом профессионального роста и укрепления контакта актёра между сценой и зрительным залом. В целом актёрское представление о публике является непосредственным, эмоциональным опытом общения актёра со зрителем, складывающимся из череды театральных будней и праздников. Говоря о театре, нужно всегда помнить о специфике коммуникации публика – артист. Каждый артист хотел бы, чтобы его слушали и понимали, а для этого ему нужна «идеальная публика» (её можно назвать публикой будущего). Что означает понятие «идеальная публика» для артистов театров малого уральского города? На данный вопрос мы получили довольно интересные результаты. Под «идеальной публикой» наши артисты понимают интеллигентную и культурную публику, которая аплодирует им и внимательно их слушает, так ответило 50% респондентов, 40% респондентов считают, что идеальная публика должна быть подготовлена к восприятию театрального искусства и легко идти на контакт. Как говорит заслуженный артист театра, проработавший более 25 лет: «Идеальная публика должна быть ориентирована, в первую очередь, на смысловые, содержательные акценты спектакля». Администратор одного из театров затруднился с ответом. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что любому актёру чрезвычайно важно, с какой готовностью к сотрудничеству пришел в театр зритель, какова его настроенность на восприятие данного, конкретного спектакля. Поэтому, как мы видим, практически все участники исследования не прошли мимо проблемы так называемого «идеального» зрителя и постарались высказать своё личное мнение по данному вопросу. Интересны рассуждения актёров о театре будущего, о его перспективах. Половина опрошенных артистов полагают, что в развитии театра и его взаимоотношении со зрителем никаких особых изменений в сравнении с нынешним положением не произойдёт, но вторая половина респондентов уверена в дальнейшем прогрессе театра, в качественном улучшении его связей со зрителем. Расцвет театра практически все актёры связывают в первую очередь с повышением качества драматургии, совершенствованием всей системы художественно- выразительных средств сценического искусства, ростом культуры зрительской аудитории. Всё это, по мнению актёров, должно сказаться на усилении идейно-воспитательных функций театра, в особенности его роли в формировании духовного мира человека, развитии эмоционально-психической сферы личности.
Хотелось бы привести высказывание одного из солистов театра, который работает в театре 30 лет: «Центральной фигурой в театре настоящего и будущего должен являться актёр. В облике актёра будущего он представляет личность, обладающую не только незаурядным талантом, но и человеческими качествами, т.к. представление об актёре, творящем, повинуясь «голосу свыше», всё далее уходит в прошлое, а актёр сегодняшнего и будущего дня должен обладать широким кругозором, быть в курсе важнейших социальных событий, много читать и много знать». Таким образом, следует отметить, что театр будущего должен выполнять две основные функции – исследовательскую и воспитательную, именно эти основные функции театра помогают человеку развиваться как образованной и культурной личности, т.к. новые высоты развития человека будут требовать от театра совершенствования всех сторон сценического дела. И, конечно, театр будущего должен быть менее коммерческим, но более творческим, с высокоорганизованным творческим процессом, тогда театр мы сможем смело назвать культурным наследием России.